Детская агрессивность и ее причины
Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста
данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в
готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в обществе и
может приводить к нанесению физического и морального ущерба. При этом дети
дошкольного возраста, проявляющие агрессивное поведение, чаще всего, не имеют
самого агрессивного мотива.
Давайте попробуем
разобраться в том, что в жизни ребенка провоцирует его на агрессивность. Прежде
всего, следует сказать о том, что агрессивность ребенка может быть обусловлена
естественными физическими и возрастными факторами.
Например, у младенцев и детей раннего возраста она
возникает, как реакция на дискомфорт и незрелости нервной системы (неумением
управлять своим поведением и эмоциями), а также из-за недостатка знания
нравственных норм и правил.
Именно в этих случаях агрессивность ребенка выполняет
защитную функцию самосохранения, как физического, так и психического.
Возрастные вспышки агрессивности (обычно 3, 5 и 7 лет)
означают, что потребности свойственные ребенку в это время не удовлетворяются,
а отношения с окружающим миром дискомфортны. Взрослым следует изменить свои
отношения с ребенком и помочь дальнейшему социальному развитию.
К сожалению, родители, страдающие от агрессивности своего
чада, вольно или не вольно являются ее источником.
Если родители ведут себя несдержанно, агрессивно в
отношениях друг с другом или по отношению к ребенку (кричат, оскорбляют,
угрожают и т д.), применяют физические наказания или не препятствуют
проявлениям детской агрессивности, то эти проявления будут повсеместными и
станут постоянной чертой характера.
Повышенная тревожность и страхи, чувство незащищенности и
постоянной опасности могут толкать ребенка на агрессивное поведение, как
защитное от ожидаемой агрессии со стороны взрослых.
Неверный стиль воспитания (излишняя опека или игнорирование
ребенка) могут привести к ситуативному или стойкому проявлению агрессивности.
Когда взрослый ограничивает самостоятельность ребенка, двигательную и
социальную активность возникает вполне закономерный дискомфорт, ребенок ищет
выход и находит его в агрессивном поведении. Такой же принцип срабатывает в
противоположной ситуации, когда дети испытывают дефицит родительского внимания
и любви, когда отношения с ребенком формальны и лишены эмоционально-чувственной
стороны. В этом случае ребенок старается привлечь внимание и находит самый
простой для себя способ — быть агрессивным.
Индивидуальность ребенка и его статус в детской группе тоже
могут быть причиной агрессивного поведения.
Внешне агрессивными часто бывают дети с ярко выраженным
стремлением к лидерству, особенно если они не довольны своим статусом в группе
или если их лидерство не признается группой.
Ребенка с выраженной тенденцией к лидерству необходимо учить
быть терпимым, доброжелательным и уступчивым в отношениях со сверстниками и
поддерживать проявление таких качеств в сочетании с лидерством.
Агрессивными бывают дети, страдающие от неудовлетворенности
своими отношениями со сверстниками из-за неумения играть. Задача взрослых
формировать и развивать навыки совместной игры, чтобы избежать или ослабить
агрессивность ребенка.
Подводя итог сегодняшней теме, хочется еще раз сказать: «Зная причину, легче решить проблему».
Если Вы столкнулись с детской агрессивностью, не спешите паниковать или давить на ребенка.
Определитесь с причинами и постарайтесь их устранить.
Не забывайте, что такое поведение может быть ситуативным и быстро проходит при правильном поведении взрослого.
Помните, что помочь ребенку может только взрослый.
Развивайте собственные коммуникативные способности, расширяйте способы общения с детьми