Готов ли Ваш ребенок к школе: психологические аспекты
Вот и пролетела
половина учебного года. Уже скоро начнется тревожная и суетливая пора
поступления в школу. Вы, уважаемые родители, уже во многом определились и
вместе с ребенком ожидаете первых собеседований. Но все ли мы верно и точно
понимаем, каким должно быть развитие ребенка, для того, чтобы он был успешен в
школе, чтобы педагоги, психологи и логопеды сочли его, в достаточной мере,
готовым к обучению в первом классе. Давайте еще раз обратимся к понятию именно
психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Психологическая
готовность — сложное образование, которое включает в себя все стороны
детской психики, а именно развитие личности, учебные мотивы и волевые
способности, уровень развития познавательных процессов (мышления, внимания,
памяти, речи и воображения), а также уровень развитие произвольности и
некоторых учебных способностей ребенка. Большинство родителей отдают приоритет
в готовности ребенка именно развитию познавательных процессов и учебных
способностей, а некоторые видят показатель готовности только в них. Давайте
рассмотрим, каковы должны быть эти показатели у ребенка с высоким уровнем
психологической готовности.
Итак, познавательные процессы. Они обеспечивают
информационную основу деятельности, и уровень их развития обеспечивает
понимание, быстроту и качество усвоения информации. В первую очередь оцените
внимание своего ребенка. Оно должно быть устойчивым и произвольным. Это значит,
что при объяснении и выполнении задания, ребенку не нужны дополнительные
эмоциональные или игровые стимулы. Он может самостоятельно работать в течение
7—10 минут, не утрачивая цель задания и не отвлекаясь.
Произвольность важна и при оценке графических навыков, когда
выявляется, насколько ребенок может сконцентрировать свои внимание и волю на
выполнении графического задания при контроле зрения.
Большое значение имеет развитие слуховой и зрительной
памяти. При восприятии слов или зрительных образов (картинок), ребенок должен
уметь не просто точно и в полном объеме повторить, что он увидел и услышал, но
уметь использовать при запоминании логические способы. Например, запоминать
объекты, в какой либо связи друг с другом или с помощью других объектов,
которые помогут потом вспомнить ребенку то, что ему предлагалось для
запоминания. Предложите ребенку запомнить 10—12 слов, делая при запоминании
собственные рисунки к этим словам, а через час попросите, глядя на рисунки,
вспомнить слова. Вы увидите, насколько точна, объемна и логична память будущего
первоклассника.
Не менее значимо умение ребенка воспринимать геометрические
фигуры и ориентироваться в пространстве листа. Многие дети, хорошо знающие
названия геометрических фигур и отлично различающие свою правую и левую руку,
не могут различить треугольники расположенные, например, внутри шестиугольника
и допускают ошибки в рисовании по клеткам под диктовку. Если ребенок испытывает
трудности в таких заданиях, его зрительное восприятие отличается незрелостью.
Что касается речи, то здесь родители должны обратить
внимание на ее внешнюю и внутреннюю стороны. А именно, на связанность и
последовательность речи ребенка, умение высказывать свои мысли, делать
собственные умозаключения, отвечать на вопросы и самостоятельно их
формулировать. Но, кроме того, важно определить различает ли ребенок речь на
слух, слышит ли, сколько в предложении слов, сколько в слове слогов, звуков и
какие они. Именно эта способность основа грамоты. Дети с нарушениями речи будут
испытывать затруднения при письме и чтении.
Наконец, поговорим о мышлении. Оно должно быть образным,
отвлеченным. Это значит, что понимание и анализ информации не всегда требует
наглядности. К семи годам ребенок мыслит понятиями и способен обозначать
некоторые из них символами. Это предпосылки логического мышления. Попросите
ребенка объяснить некоторые понятия, например, болезнь или торжество. И вы
увидите, сможет ли он объяснить их на существенные понятийные признаки или
будет приводить несвязные разрозненные примеры.
Очень важный показатель готовности, связанный с
познавательной сферой и учебными качествами, — это обучаемость. Под ней
понимают способность ребенка принимать помощь в обучении со стороны взрослого.
Некоторые дети категоричны или не чувствительны к помощи взрослого, что создает
им трудности в общении и учебе. Ребенок должен понимать вид и форму помощи,
откликаться и использовать ее в своей деятельности.
Еще одно из важнейших условий — это наличие учебных мотивов
деятельности. Только тот ребенок, у которого сложилась потребность познавать,
приобретать знания, не скажет через неделю-другую после 1 сентября, что ему
надоело в школе, что он передумал туда ходить. В беседе с ребенком определите,
насколько сильно его желание учиться, как он понимает необходимость учения,
сложилась ли у него позиция школьника.
Многие родители недооценивают способность ребенка общаться,
как показатель школьной зрелости. И напрасно. Успешность ребенка будет зависеть
от того, насколько выражена его потребность в общении с людьми, от умения
подчиняться традициям и правилам детского коллектива, налаживать контакты,
адаптироваться к новым условиям, быть доброжелательным, проявлять уважение и
сочувствие к другим, а также осознавать собственные успехи и неудачи в связи с
общей целью.
Эмоционально-волевое развитие ребенка одна из черт его
психологического портрета и условие успешности в школе. Зрелый первоклассник
должен уметь поставить цель, принять решение, наметить план действий,
реализовать его и оценить свои результаты.
Как видите, это не мало, и большинство современных детей не умеют этого. Они боятся трудностей и отказываются от цели. Как помочь ребенку, как сформировать эти качества и сделать его жизнь в школе активной и насыщенной, об этом в следующий раз.